Культура & Искусство


Необычный осмотр Версаля: вперед, на охоту за сокровищами!

2 лет назад - Julie D.

Версаль относится к числу тех мест, которые при посещении Парижа ни в коем случае нельзя пропустить. И вот перед вами огромный прекрасный замок, история которого может показаться даже слишком богатой... как же получить удовольствие от визита, не захлебнувшись в потоке информации?

А как бы вы, например, отнеслись к идее отправиться на поиски сокровищ? Вот четыре характерных экспоната Версаля с их историей. Сможете ли вы найти их в галереях замка?

Посещение Версаля: несколько практических рекомендаций

Версаль очень, очень, очень популярен среди туристов... Очередь в билетную кассу потребует от вас много терпения, если вы не купили билеты онлайн здесь. Однако помните, что в HomeTown вам могут предложить организованную экскурсию по Версалю. И никаких длинных очередей при этом!

Сам Версальский замок открыт для посещения ежедневно, кроме понедельника, с 9:00 до 18:30 в разгар сезона. Пти-Трианон и «Музей карет» открыты только во второй половине дня, с полудня до 17:30.

Рекомендуем не выбирать для посещения вторники и уикэнды, когда там многолюдно. Можно также  свериться с календарем замка, который покажет прогнозируемый наплыв посетителей.

До Версаля можно добраться общественным транспортом, вот несколько вариантов маршрута:

  • Линия C системы электропоездов RER до станции Versailles Château Rive Gauche
  • Или поезд от вокзала Монпарнас до станции Versailles Chantiers
  • Или поезд от вокзала Сен-Лазар до станции Versailles Rive Droite
  • Маршрут автобуса 171 компании RATP отправляется от станции метро Pont de Sèvres (конечная станция линии метрополитена 9) и идет до замка

Заранее предупреждаем: во всех вариантах, кроме автобуса, в конце поездки придется пройтись пешком (от 10 до 20 минут ходьбы от станции). Имеется также автобус-шаттл – «Версальский экспресс», который подъезжает к самому дворцу. Шаттл отправляется от набережной Бурдоне недалеко от Эйфелевой башни.

После того как вы вошли в золотые ворота дворца – вот четыре предмета, которые вам предстоит найти!

Откройте для себя Версальский замок: позолоченная решетка при входе

Портрет Марии Лещинской

Супруга Людовика XV Мария Лещинская, не столь известная, как Мария-Антуанетта, имела не менее примечательную судьбу, почти настолько же трагичную, как и у Марии-Антуанетты...

В 1725 году слабое здоровье Людовика XV вызывало огромное беспокойство: что станет с короной Франции, если он умрет, не оставив наследника? Когда он снова заболел, приближенные запаниковали и начали поспешно искать для короля совершеннолетнюю жену, которая подарила бы ему детей. В результате сложных дворцовых интриг на эту роль выбрана польская принцесса Мария Лещинская. Она на семь лет старше своего будущего мужа.

Выбор был сделан «по умолчанию»: вначале принцессу исключили из списка потенциальных невест, так как ее родословная не была достаточно престижной, но в конце концов выбрали именно ее, так как она не представляла угрозы ни для одной из партий при версальском дворе. Не имея поддержки при дворе, она оказалась в изоляции. Мария Лещинская подарит Людовику XV десятерых детей, восемь из которых – девочки; выживет только один сын.

Очень благочестивой и достаточно застенчивой принцессе было трудно найти свое место в Версале, ей недоставало для этого талантов – она так и не овладела французской «легкостью».

Чтобы найти этот портрет, вам необходимо отправиться в комнату мадам Виктуар! Портрет очень нравился самой королеве, которая заказала с него несколько копий. Она изображена на нем в скромной городской одежде, ничто не указывает на ее статус королевы.

Добро пожаловать в Версальский замок

Часы Людовика XIV

В 1706 году часовой мастер Антуан Моран преподнес королю собственноручно изготовленные необыкновенные часы. Чтобы доставить удовольствие Людовику XIV, Моран изобразил короля в особом стиле: когда эти часы отбивают каждый час, два купидона (путти) ударяют по позолоченному металлу, появляется король, и его венчает лавровым венком богиня Славы. Часы установлены на ящике с великолепной мозаичной инкрустацией.

Как и многие другие предметы в Версальском дворце, эти часы пережили множество злоключений во времена Революции. Часовщик-революционер убрал королевский герб, заменив его республиканскими эмблемами, и они стали называться «Часами Свободы». В 1819 году их приобрел Людовик XVIII и вернул в Версаль. Шаг 2 охоты за сокровищами: вы найдете часы в «Салоне Меркурия».

Не пропустите жемчужину среди часовых механизмов – «Астрономические часы», которые идут с идеальной точностью. Они экспонируются в «Кабинете с часами».

Расписной потолок в Версале

Канделябр  «Американской независимости»

Этот подсвечник воплощает в себе тенденцию, прочно укоренившуюся при европейских дворах той эпохи: предметы, созданные в честь или в память определенного события, с множеством символов. На третьем этапе поиска сокровищ вам предстоит найти этот канделябр во «Внутреннем кабинете короля», где он изначально и находился.

Подсвечник был изготовлен в 1784 году в честь победы при Йорктауне (1781 г.). На нем присутствуют изящно выполненные в бронзе животные и элементы, символизирующие различных героев этого сражения: леопарды, петухи, русалки и корабли.

Осада Йорктауна стала поворотным моментом войны за независимость США, в которой против британских войск выступали американские повстанческие силы. США получили поддержку и подкрепление от Франции. Когда с американской стороны герцог Рошамбо и генерал Вашингтон приняли решение двинуться на Нью-Йорк, с английской стороны лорд Корнуоллис привел свои войска для передышки в Йорктаун.

Рошамбо решил сменить стратегию, идти на Йорктаун и сразиться с Корнуоллисом, не ставя Вашингтона в известность. Это был рискованный ход, однако британские солдаты были гораздо менее многочисленны и к тому же ослаблены малярией. Поддержка французского флота, стоявшего в Чесапикском заливе, обеспечила победу американцев, и 19 октября 1781 года англичане капитулировали.

Организуйте экскурсию в Версальский замок

Кресло Марии-Антуанетты в Пти-Трианоне

Мебель входит в число тех вещей, которые наиболее поражают воображение при посещении Версаля. Ее имитируют во всем мире, ею восхищаются – мебель Версаля XVIII века не прекращает оказывать влияние на моду. Это симпатичное кресло Мария-Антуанетта предназначала для своей спальни, вы найдете его в Пти-Трианоне. Последний этап охоты за сокровищами!

Кресло входило в украшенный колосьями пшеницы, жимолостью и жасмином гарнитура, который королева заказала в 1787 году, всего за два года до Революции. Вполне вероятно, ей недолго довелось им пользоваться...

Растительный орнамент прекрасно соответствует тому сельскому духу, который Мария-Антуанетта хотела придать Пти-Трианону. Этот замок служил ей убежищем, когда атмосфера Версаля, чопорная и церемонная, становилась слишком душной.

Мария-Антуанетта устраивала здесь всё по своему вкусу: утонченная простота была выдержана в стиле «швейцарского шале», чрезвычайно модном в то время. В противоположность чрезмерной изысканности королевского двора и порочности больших городов, многие из аристократов стремились к простой жизни – или же, по крайней мере, к веяниям моды, имитировавшим эту простую жизнь!

Не стоит, пожалуй, ожидать в этом плане слишком многого: «возвращение к природе» наиболее ярко проявлялось в оформлении мебельных гарнитуров – очень изящных и удобных! И хотя ферма «Деревня королевы» (Hameau de la Reine) прекрасно функционировала в качестве таковой, Мария-Антуанетта на самом деле никогда не пасла стада, она лишь одевалась пастушкой...

И в завершение визита: необычный взгляд на Версаль

Современный фотограф и художник Жан-Франсуа Розье заключил удивительное пари: он сделает тысячи снимков Версаля – и сошьет их вместе, чтобы получились невероятные виды дворца. Бесконечные лестницы, калейдоскопические галереи, лабиринты библиотек... Результат просто ошеломляет. Розье посвятил Версалю замечательную книгу – «Гипер-Версаль» (ее можно найти здесь).

В этом видеоролике художник рассказывает о своих методах работы в  применении к изящным очертаниям лестницы в версальском Отель-де-Виле.